Зачем нужны бетонные дорожки
Иметь прочную и качественно уложенную дорожку на приусадебном участке или даче — не роскошь, а необходимость в суровом климате нашей страны. Проложенные от крыльца основного дома, они соединяют хозяйственные постройки, теплицы, сараи и тому подобное.
Также они выполняют защитную функцию во время непогоды: ограждают обувь от грязи в дождливую погоду, а зимой спасают от гололеда и снега. Еще они разделяют саженцы друг от друга и не дают сорнякам разрастись по не предназначенной для этого территории.
Проектирование бетонных дорожек
Первым этапом в облагораживании вашего участка должно быть тщательно продуманное проектирование дорожного полотна. Лучше это сделать схематично, потом с прорабом стоит обсудить длину, конструкцию и состав сырья для дорожек. Дорожки лучше всего прокладывать в месте уже протоптанных тропинок, где почва уже утрамбована и минимум сорняков.
Дачные участки, как правило, довольно компактны и каждый метр должен использоваться по назначению. Поэтому дорожки лучше проектировать из соображений экономии места, но если есть, где разгуляться, заложить ширину полотна можно примерно 0,6-0,8 м.
Важно еще предусмотреть то, что будет находиться над и под дорожным полотном. Корни плодоносных деревьев разрастаются и со временем могут разрушить бетон из-под почвы. Также недопустима установка дорог над подземными коммуникациями, ведь в случае их прорыва потребуется оперативное устранение проблем.
Для большей прочности и эстетического вида часто дорожки окаймляют бордюрами. Если же вы решили не закладывать их, уровень бетонного полотна делают несколько выше над уровнем почвы. Конечно, дополнительные стройматериалы — это дополнительные траты, но так дорожка не будет проседать, прослужит дольше и в декоративном плане будет смотреться выигрышнее.
Как делать разметку дорожек
После того, как вы определились с размерами, протяженностью и внешним видом полотна, можно приступать к разметке. Для этого надо:
- По всему периметру предполагаемого полотна нужно вбить колышки на расстоянии 3–5 м друг от друга, не забывая про угловые зоны.
- Проставить отметки.
- Туго натянуть по ним леску или бечевку.
Подготовительные работы
На этом этапе укладывается бордюр либо сооружается опалубка.
Порядок установки бордюров:
- По краям дороги с помощью лопаты выкапываются неглубокие канавки.
- На их дно заливается бетонный раствор.
- Затем ставятся бордюры, ориентируясь на натянутую леску. Блоки ставят плотно друг к другу и подбивают деревянным молотком для углубления и уменьшения зазоров между блоками.
Если бордюры не используются, тогда устанавливают опалубку:
- Выкапывают траншею вдоль дорожки глубиной где-то 15–20 см, если по дорожке будет ездить какая-либо техника (типа газонокосилки) или грунт мягкий слишком, траншеи делать 20-40 см.
- Грунт трамбуют спецтехникой либо несколько раз увлажняют и после дают просохнуть.
- Доски для опалубки должны быть шириной где-то 20–30 см, можно взять толстую фанеру шириной 15–20 см и толщиной 1 см. Верхний край опалубки равняют по натянутой веревке\леске. Для лучшего укрепления опалубки ее обсыпают землей сбоку.
Для ленточного фундамента лучше использовать опалубку с периодическими перегородками (150-250 см) из дерева, стекла или металла. При армировании перегородки делаются на чуть большем расстоянии. Из-за такого деления сформироваются швы, компенсирующие сезонные нагрузки.
Опалубку смазывают специальным средством для легкого снятия.
Армирование применяют в тех случаях, когда дорожки заведомо будут подвергаться повышенным нагрузкам. Толщина прутов — 3–5 мм, размер ячеек — 50-100 мм. В местах температурных швов сетку разделяют. Для антикоррозийной защиты поверх сетки слой бетона должен быть толщиной 3 см.
Как готовить бетонную смесь
Состав смеси может быть разным, но стандартная пропорциональность: на одну часть цемента (М400-М500) 2–4 части щебня и 2–3 части песка, воды где-то 1 часть. Бетонный раствор можно купить готовый или замешивать вручную бетономешалкой или строительным миксером.
Готовый раствор должен быть очень густым. Приготовленный своими руками, без вибратора он может лечь неплотно, поэтому советуют добавлять пластификаторы. Жидкий пластификатор можно добавить при замесе либо при затворении в конце.
Как укладывать бетонную дорожку
Желательно заливать раствор в один день, если не получается — остановитесь на температурном шве. Бетон льют в опалубку слоем 4–6 см (для пешеходных дорожек) и 6–10 см для дорожек под транспорт.
Бетон заливается поверх песчано-гравийной смеси на (вспененном) полиэтилене. Затем его выравнивают мастерком, доской или гладилкой. Можно также попробовать выровнять планкой (имитация вибрации).
Как придать рельеф бетонной дорожке
Свежеуложенный бетон весьма податлив и его поверхности можно придать желаемую форму даже пальцем или шпателем. Немного посыпать сверху песком, дать просохнуть - и всё! Сымитировать дерево, брусчатку или камень можно с помощью штампов. Они бывают разной жесткости, к покупке надо подойти обдуманно. В целом же пользоваться ими достаточно просто: штампы надо приложить к бетону и прижать, посыпать песком и подождать — рельефный узор готов.
Поверх рельефа можно нанестиспециальный пропитывающий раствор, который может придать поверхности нужный декоративный эффект от глянцевой поверхности до винтажного вида, к примеру.
Краткие выводы и рекомендации
- От луж на дорожке должен быть уклон — достаточно 2 мм на каждый метр. Направлять сток лучше от дома, в сторону естественного понижения рельефа, причем направление должно быть вдоль и поперек.
- Применение фанеры для опалубки имеет свои плюсы и минусы. Сама по себе она легко гнется, что позволит придать дорожке нужную плавную форму, однако фанера менее устойчива, чем доска, поэтому колышек потребуется больше на посадку.
- Еще один способ декоративной отделки – вкрапление цветной плитки или гальки поверх сырого бетона. Укладывать можно мозаично или по определенному орнаменту, всё зависит от фантазии.
- Процесс подготовки и укладки дорожки не сложен, но при сложности почвы или большом объеме работ лучше нанять бригаду.